Войти Регистрация

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Регистрация

Поля со звёздочкой (*) обязательно должны быть заполнены.
Имя *
Логин *
Пароль *
Подтверждение пароля *
Email *
Подтверждение email *
Защита от ботов *

Рекомендации для родителей

Семейное чтение

Методические рекомендации

(для родителей детей  3 – 6 лет)

«Семейное чтение»

   Данные методические рекомендации  посвящены методике обучения чтению и формированию интереса к семейному чтению у дошкольников. Призваны оказать методическую помощь родителям в домашнем обучении детей чтению, формированию навыков активного слушания литературных произведений, устойчивого интереса к чтению. В основу данных рекомендаций положен опыт работы с дошкольниками в школе раннего развития «Страна знаний» на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Данные методические рекомендации могут быть использованы  родителями, педагогами школы раннего развития, воспитателями детских садов, гувернерами.

ВВЕДЕНИЕ

   В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. На фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий.

   Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте, другим в шестом классе параграф по истории читает мама. Один выучивается читать сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста распространяется у него до взрослого возраста.

   Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На обучение чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, нарушения взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха, невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое семейное воспитание и т.п. Наша задача – диагностировать причину и устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка.

   Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют в двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое главное), но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с флегматиком они останутся на всю жизнь. Поэтому все психологические особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать соответствующие методы обучения чтению.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

   Чтение  должно  занимать в  жизни  ребенка  важное  место.  Приобщение к  книге –  одна из  основных  задач  художественно-эстетического  воспитания  ребенка.  Знакомство  ребенка с  лучшими  образцами  мировой  литературы  должно  начинаться с  первых лет  жизни.

   Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы  заставляете его  размышлять, наслаждаться и  узнавать как  можно больше.  Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и  в один  прекрасный день  найти интересную работу. Но, прежде  всего, Вы  наслаждаетесь временем, проведенным  вместе с  ним.

   Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то,  насколько живо,  интересно и  талантливо они  изображены (иначе сопереживание не возникнет) 

   Семейное чтение это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного.    Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 

  • Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.
  • Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.
  • Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения
  • Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.
  • Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.
  • Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
  • Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
  • Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
  • Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
  • Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.
  • Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.
  • Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
  • Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.
  • Участвуйте в литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.
  • Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.

Куда обратиться за помощью:

  • Педагог школы раннего развития.
  • Логопед.
  • городские детские и юношеские библиотеки.

Обратившись к специалистам, Вы сможете:

  • Ознакомиться с перечнем книг, соответствующих возрасту Вашего ребенка.
  • Получить рекомендации и литературу по развитию чтения.
  • Получить совет по использованию игровых методик, направленных на развитие навыков чтения, любви к слову и процессу чтения.
  • Узнать о возможности участия в массовых мероприятиях по приобщению к чтению, в творческих конкурсах, проводимых в городских и школьных библиотеках.

Преимущества, которые дает умение хорошо читать:

  • Читает - умеет  обобщать, делать выводы и  предположения. Дети,  которые хорошо читают, в школе сразу  показывают хорошие результаты.
  • Чем больше  взрослые читают,  разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их  словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и  усваивать информацию.
  • Если в  течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые  экзамены и тесты.
  • У детей,  которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше  запоминают детали, с большей охотой читают для себя,  своего удовольствия. Развивается память,  воображение.

Как начать семейное чтение:

     Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему. Читайте вместе с детьми.

Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

Не спешите расстаться с прочитанной книгой

  • Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.
  • Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.
  • А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.
  • И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Если телевизор конкурирует с книгой

Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.

Да!

  • по возможности раньше начните читать ребенку вслух;
  • постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;
  • помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.

Нет!

  • Не читайте истории, не нравящиеся вам самим;
  • Не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.
  • Не  конкурируйте с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги;
  • При чтении вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики учителей:
  • Если  читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;
  • Закончив  читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;
  • Спросите  у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.
  • Помните, как трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти спать? Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители?
  • Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу.
  • Такому вечеру можно дать особое название - вечер чтения, «сказочная вечеринка»;
  • Носите с собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди;
  • В некоторых семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это время заранее, с отметкой в семейном календаре.
  • Но эти тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер.
  • Исследования показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают хуже своих сверстников, которым родители ограничивают время пребывания перед экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают «ТВ-билеты» - каждый действителен 30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели.
  • Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.

   Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за 1 прием.

   Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.

   В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

«Памятка» о «щадящем чтении»

  1. Читать 5-7 минут
  2. Пересказ прочитанного (абзац)
  3. Отдых час-два
  4. Чтение еще одного абзаца
  5. Пересказ
  6. Отдых

   Становление навыков чтения – сложная задача. Далеко не всем детям она дается легко. Помогите ребенку. Все перечисленные мероприятия не только будут способствовать становлению навыков чтения, но и улучшат отношения между ребенком, вами и другими взрослыми в семье.

Когда нужно начинать учить читать?

   Никогда не рано и никогда не поздно. Здесь важен не возраст, а готовность ребёнка к обучению чтению, и готовность сделать это грамотно. Возраст для обучения чтению у каждого ребёнка индивидуален. Готовить же к обучению чтению следует с самого рождения: тренировать слух, внимание, память, развивать речь. По мере того, как развивается речь и мышление ребёнка, путешествие по огромному миру книг будет продолжаться. Дети очень любопытный народ, они желают знать всё обо всём, мучая бесконечным вопросом «почему?».

   Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация соответствовала тексту, приведённому на той же странице. Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил вас почитать.

Рекомендации по детскому чтению

   Дом, в котором есть дети, трудно представить без детских книг. Детская книга в семье – индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших, показатель складывающегося взаимоотношения между ними. Современный  книжный рынок способен удовлетворить потребности в детской книге. С одной стороны, заметно увеличился выпуск, расширилась тематика, более привлекательным стал внешний вид печатных изданий, увеличилось издание справочной и энциклопедической книги, рынок насытился переводной детской литературой. С другой стороны, обилие книг, среди которых оказалось много развлекательной продукции массовой культуры, затруднило выбор литературы.

Критерии подбора нужной литературы: 

  • Доступность для данного возраста;
  • Проверка качества издания временем;
  • Признание ценности книги, как со стороны детей, так и взрослых;
  • Способность книги быть помощником в обучении;
  • Наличие иллюстративного материала;
  • Гуманное содержание;
  • Образный язык.

Мамам и папам о Книге 

Если у ребенка слезы и капризы,

Не берите, мамы, в помощь телевизор.

Сын не разберется, что там, на экране,

И добрей и лучше от него не станет.

Не упустите в этой жизни мига:

Покажите детям, что такое книга.

Объясните детям: злой всегда наказан.

Добрый побеждает. Быть им всяк обязан.

Всюду торжествует правда, а не сила.

В книге мир огромный: то, что есть – и было.

Дышат на страницах время и пространство,

И зовет с собою ветер дальних странствий.

Подрастают дети и читают сами.

Если есть вопросы, задают их маме.

Мамы или папы, объясните детям:

Книга – дар бесценный, что как солнце, светит.

Пусть полюбят дети светлые страницы –

И улыбкой доброй озарятся лица.

Роль домашней библиотеки и семейных чтений.

   Домашняя библиотека – важная часть семейного уклада, влияющая на воспитание детей самим фактором своего наличия. Подбор книг и организация домашней библиотеки зависит от особенностей семьи, но существуют некоторые общие принципы, которые помогают разумному её формированию и хранению. Подбор книг для домашней библиотеки диктуется, конечно, интересами семьи. Как правило, любую библиотеку можно условно разделить на несколько основных частей: художественная литература, научно-популярная литература, специальная литература, связанная с профессиональной деятельностью семьи, детская литература. Также дома необходим некоторый справочный фонд. Минимальный набор такого рода книг, как энциклопедический словарь, толковый словарь русского языка, словарь иностранных слов, атлас мира. Для домашней библиотеки стоит также подбирать книги, которые хотите со временем оставить своим детям, и которые не потеряют своей художественной ценности.

   Будет очень хорошо, если у ребёнка будет своя книжная полка, на которой он сам будет наводить порядок, комплектовать её. Ребёнок должен видеть бережное отношение к книге, красивые обложки, оригинальные закладки, сделанные своими руками.  Если Вы хотите, чтобы Ваши дети легко ориентировались в большой домашней библиотеке,  введите обозначения на полках. Вместе с ребёнком вы можете сделать специальные разделители, обозначающие разделы фонда вашей библиотеки. Например, на полке вашего ребёнка вы можете сделать такие разделы: сказки, приключения, фантастика, стихи, рассказы о животных и т. п. Очень скоро вы заметите, что книги аккуратно ставятся на нужное место. Кроме того, заинтересовавшись одной книгой, ребёнок увидит и другие книги по этой теме – в этом тоже важная роль домашней библиотеки и тематической расстановки книг.

   Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому счёту зависит от родителей: от того, является ли семья читающей, является ли чтение одним из способов проведения семейного досуга, имеются ли традиции семейного чтения. Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития и воспитания ребёнка момент совместного действия с родителями. Кроме того, доказано, если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь.

Семейное чтение – важная часть домашнего уклада, если оно превращено в ритуал. Например, чтение вслух, когда все уже собрались после рабочего дня, после ужина или перед сном. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки – почитаю». Лучше сказать так: «Чем быстрее ты уберёшь игрушки, тем больше мы успеем почитать». Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребёнка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадёт интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит днём, то очень важно, чтобы это было не в суете, одновременно с домашними делами, а как специальное занятие. В это время ничего не должно отвлекать ребёнка: телевизор, музыка, телефонные звонки, хождение взрослых по комнате будут мешать ему. После чтения коротких сказок и рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на несколько дней.

   Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребёнка нелёгкую работу и он ещё долго не сможет получать удовольствие от сюжета книги просто потому, что всё внимание сосредоточено на правильном прочтении слов. Во-вторых, – и это главное – семейное чтение является важнейшим моментом общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития детей тактильные ощущения столь же важны, как и другие), и сопереживание, и обсуждение.

   Закончив чтение, предложите ребёнку самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было раньше и какое развитие действий он себе представляет. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.   Если вы развили в ребёнке потребность к чтению, то он будет с нетерпением ждать, когда ему почитают, и получит удовольствие от общения с взрослыми. Вот ребёнок научился читать! Однако напрасно вы думаете, что теперь он возьмёт книгу сядет в уголок и начнёт с интересом читать. Ничего подобного. Ваш ребёнок пока только учится, он ещё не может получать удовольствие от собственного чтения. Хотите, чтобы он читал? Пусть читает вам вслух, но понемногу, а вы и другие члены семьи с интересом слушайте и обязательно хвалите маленького чтеца.  

   Чтобы ребёнок полюбил чтение, он должен твёрдо усвоить, что чтение – не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете «Ты плохо читаешь. Не пойдёшь гулять, не будешь смотреть телевизор и т. п., пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите своего ребёнка, что чтением наказывают. Но если он видит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно. Помните, что ваш ребёнок ещё в самом начале пути в чудесный книжный мир и очень важно не упустить время, которое так благодатно для становления ЧИТАТЕЛЯ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерный список рекомендованной детской литературы:

Для детей 3-4 лет:

Песенки, потешки, заклички.

 - Русские народные сказки.

  • «Колобок», обр. К. Ушинского;
  • «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
  • «Теремок», обр. Е. Чарушина;
  • «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
  • «Гуси-лебеди»,обр. Булатова;
  • «Бычок —черный бочок, белые копытца»,
  • «Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
  • «Лиса и Заяц», обр. В. Даля;
  • «У страха глаза велики», обр. М. Серовой.

Фольклор народов мира.

- Сказки.

  • «Пых», белорус, обр. Н. Мялика;
  • «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой;
  • «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева;
  •  «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной;
  • «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы;
  • «Коза-дереза», «Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;
  • «Лиса-нянька», фин., пер. Е. Сойни; «Петух и лиса», шотл., пер. М. Клягиной-Кондратьевой.               

Произведения поэтов и писателей разных стран

 - Поэзия.

  • Я. Балтвилкс. «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука;
  • Г. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима;
  • П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
  • Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой;
  • М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой;
  • Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова;
  • А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой.

 - Проза.

  • О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц;
  • Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой;
  • Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой;
  • К. Чапек. «Приключения песика и кошечки», пер. с чеш. Г. Лукина;
  • Ч. Янчарский. «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько.

Произведения поэтов и писателей России

 - Поэзия.

  • К. Бальмонт. «Комарики-макарики»;
  • А. Блок. «Зайчик»;
  • С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;
  • А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»);

 - Проза.

  • К. Ушинский. «Васька», «Лиса Патрикеевна», «Петушок с семьей», «Уточки», «Ветер и Солнце».
  • Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»;
  • В. Бианки. «Купание медвежат», «Мишка-башка»;
  • Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»);
  • Ю. Дмитриев. «Синий шалашик», «Кто без крыльев летает»;
  • Б. Житков. «Что я видел»;
  • Н. Носов. «Ступеньки»;
  • Е. Пермяк. «Как Маша стала большой»;
  • С. Прокофьева.  «Машины сказки»
  • В. Сутеев. «Три котенка»;
  • Д. Хармс. «Храбрый еж»;
  • Г. Цыферов. «Про цыпленка, солнце и медвежонка»
  • Е. Чарушин. «Большие и маленькие»;

 - Поэзия.

  • Александрова. «Кролики», «Купанье»;
  • А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»;
  • В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»;
  • Б. Заходер. «Строители», «Шофер», «Портниха»;
  • В. Катаев. «Ежик»;
  • А. Крестинский, Н. Полякова. «Заколдованная девочка»;
  • А. Кушнер. «Кто разбил большую вазу?»;
  • С. Маршак. «Детки в клетке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка»;
  • В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница —то слон, то львица»;
  • С. Михалков. «Песенка друзей»;
  • И. Токмакова, «Где спит рыбка», «Медведь», «Десять птичек —стайка»;
  • Э. Успенский. «Жил-был один слоненок»;
  • К. Чуковский. «Путаница», «Чудо-дерево», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Радость», «Краденое солнце», «Ежики смеются», «Айболит», «Черепаха», «Елка».

Для детей 5-6 лет:

 - Русские народные сказки.

  • «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;
  • «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;
  • «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;
  • «Финист —Ясный сокол», обр. А. Платонова;
  • «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;
  • «Рифмы», авторизованный пересказ Б. Шергина;
  • «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

 - Поэзия.

  • С. Городецкий. «Котенок»;
  • С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;
  • И. Никитин. «Встреча зимы»;
  • А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);
  • М. Цветаева. «У кроватки»;
  • С. Черный. «Волк»;
  • Я. Аким. «Жадина»;
  • А. Барто. «Веревочка»;
  • Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;
  • В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;
  • С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,
  • Д. Хармс. «Веселые чижи»;

 - Проза. 

  • С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;
  • В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
  • Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;
  • Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;
  • М. Москвина. «Кроха»;
  • Н. Носов. «Живая шляпа»;
  • Л. Пантелеев. «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Буква «ты»;
  • К. Паустовский. «Кот-ворюга»;
  • Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».   

Фольклор народов мира

 - Сказки.

  • «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;
  • «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;
  • «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);
  • «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина; 
  • «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;
  • «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;
  • «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
  • «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

 - Поэзия.

  • Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;
  • А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;
  • Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;
  • Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;
  • В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;
  • Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

 - Литературные сказки.

  • Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;
  • А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;
  • X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;
  • О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;
  • Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
  • Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.
  • Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

 - Литературные сказки.

  • А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
  • Н. Телешов. «Крупеничка»;
  • Т. Александрова. «Домовенок Кузька»;
  • П. Бажов. «Серебряное копытце»;
  • В. Бианки. «Сова»;
  • А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»;
  • Б. Заходер. «Серая звездочка»;
  • В. Катаев. «Цветик-семицветик»;
  • А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;
  • Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;
  • Г. Сапгир. «Как лягушку продавали».

Для детей 6-7 лет:

Произведения поэтов и писателей России

 - Поэзия.

  • А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.),
  • «На лугу»; М. Волошин.
  • «Осенью»; С. Городецкий.
  • «Первый снег», «Весенняя песенка»; С. Есенин.
  • А. Пушкин.«Птичка», «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из «Евгения Онегина»);
  • Н. Матвеева. «Путаница»;
  • Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;
  • Н. Рубцов. «Про зайца»;
  • Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;
  • И. Токмакова. «Мне грустно...»;
  • Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;
  • Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;
  • Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».

 - Проза.

  • К. Коровин. «Белка» (в сокр.);
  • А. Куприн. «Слон»;
  • Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;
  • Н. Телешов. «Уха» (в сокр.).
  • C.Алексеев. «Первый ночной таран»;
  • Е. Воробьев. «Обрывок провода»;
  • М. Зощенко. «Великие путешественники»;
  • Ю. Коваль. «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;
  • Е. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудиласъ»;
  • М. Пришвин. «Курица на столбах»;
  • А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;
  • С. Романовский. «На танцах».

 - Литературные сказки.

  • В. Даль. «Старик-годовик»;
  • П. Ершов. «Конек-Горбунок»;
  • А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  • А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;
  • И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;
  • К. Ушинский. «Слепая лошадь».
  • К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;
  • Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;
  • К. Паустовский. «Теплый хлеб»;
  • Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»;
  • А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).

 - Сказки и былины.

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);
  • «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);
  • «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;
  • «Снегурочка» (по народным сюжетам);
  • «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);
  • «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;
  • «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;
  • «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;
  • «Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;
  • «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

 Фольклор народов мира

  - Сказки.

  • «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;
  • «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;
  • «Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой и М. Туберовского;
  • «Джек, покоритель великанов», валлийск., пер. К.Чуковского;
  • «Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро (франц.):
  • «Мальчик-с-пальчик», пер. Б. Дехтерева,
  • «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;
  • «Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.
  •  

Произведения  поэтов и писателей разных стран

 - Поэзия.

  • Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;
  • М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;
  • Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;
  • Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга...»; «Жил-был старичок из Винчестера...»; «Жила на горе старушонка...»; «Один старикашка с косою...»), пер. с англ. Г. Кружкова.

 - Литературные сказки.

  • X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.
  • «Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;
  • А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;
  • М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;
  • С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;
  • Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;
  • Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;
  • М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
  • А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы);
  • Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

М. Эме. «Краски», пер. с фран. И. Кузнецовой.

Кто онлайн

Сейчас 10 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Последние комментарии